Дополнительная Встреча по Человеческому Измерению по продвижению свободы слова: права, обязанности и обязательства ОБСЕ, Вена, 3-4 июля 2014 г.
Совместное заявление Казахстанского Международного Бюро по Правам Человека, общественным фондом «Нота Бене», Туркменской Инициативы по Правам Человека и Международного Партнерства по Правам Человека
Свобода слова по-прежнему остается под серьезной угрозой в регионе Центральной Азии. Наши организации желают воспользоваться этой возможностью, чтобы привлечь внимание к озабоченности, вызванной ограничением плюрализма СМИ, цензурой интернета, а также притеснением журналистов и другими критическими голосами в Казахстане, Таджикистане и Туркменистане, а также для выработки рекомендаций правительствам этих государств и сообществу ОБСЕ в целом.
Ограничения плюрализма СМИ
Плюрализм СМИ в Казахстане серьезно пострадал после того как в 2012 году суд вынес решение о запрете некоторых СМИ якобы за пропаганду «экстремизма». После этих событий наступление на оппозиционные СМИ продолжилось в виде новых, явным образом политически мотивированных судебных решений. Издание «Правдивая газета» было закрыто в феврале 2014 года за ошибки, допущенные в использовании опубликованной информации, а функционирование издания «Ашык Алан» было приостановлено на 3 месяца прошлой осенью за недолжное информирование властей об отпуске сотрудников и, в настоящий момент, находится под угрозой закрытия в результате приказа выплатить 8000 Евро за предполагаемое нарушение авторских прав. В апреле 2014 года, решением суда было закрыто издание «Ассанди Таймс» за якобы имеющуюся связь с ранее запрещенным изданием «Республика». В другом деле, выглядящем как давление на оппозиционные СМИ, в июне 2014 года полиция провела обыск в Астанинском офисе он-лайн канала 16/12, и конфисковала техническое оборудование, сообщив, что конфискация является частью расследования об отмывании денег.[i] В недавно принятом Кодексе об административных правонарушениях, еще не подписанном Президентом РК, содержится положение о приостановлении/закрытии средства массовой информации за нарушение технического характера.
Новый Закон Республики Таджикистан «О Печати и Других Средствах Массовой Информации», вступивший в силу в марте 2013 года, вводит усиленные гарантии для оперативной свободы СМИ и журналистов, но не содержит описание механизмов, призванных обеспечивать эффективное соблюдение вышеупомянутых положений.[ii] В новом законе предусмотрены сложные процедуры регистрации, особенно для печатных СМИ, которые обязаны пройти двойную регистрацию, и, так же как и в Казахстане, издания могут быть закрыты за административное правонарушение. Например, в феврале текущего года регистрация еженедельного издания «Кафта» была аннулирована без предупреждения в связи с подозрением о том, что в нем был опубликован материал, не соответствующий направлению деятельности указанному в уставе издания. На самом деле еженедельник издал только один выпуск, в котором было опубликовано интервью с национальным поэтом, который высказал резкую критику в адрес властей.[iii]
Первый в истории Туркменистана закон об СМИ, вступивший в силу в январе 2013 года, защищает свободу СМИ, запрещает цензуру и ставит своей целью обеспечение плюрализма СМИ. Тем не менее, на практике среда для функционирования СМИ остается по существу репрессивной. И печатные и вещательные СМИ находятся под строгим контролем властей, которые вмешиваются и диктуют редакторскую политику и используют СМИ для продвижения однобокого положительного имиджа ситуации в стране. Ни одного нового издания не было зарегистрировано с момента вступления в действие нового закона, и, как и прежде, в стране отсутствуют независимые средства массовой информации. Доступ к иностранным СМИ ограничен, особенно, в связи с ограничением на ввоз иностранных газет и цензуры интернета (см. ниже).
Цензура интернета
В Казахстане, сотни интернет-ресурсов были заблокированы судом из-за якобы «экстремистского» либо незаконного контента в рамках ускоренных судебных разбирательств, проведенных за закрытыми дверями. Ведущие оппозиционные новостные вебсайты были запрещены в декабре 2012 года на основании «экстремистских» решений суда (см. выше). Была получена информация о случаях блокирования вебсайтов без решения суда. В 2013-2014 годах такие меры были применены, помимо прочего, к таким новостным сайтам как Казахская служба Радио Свободная Европа/Радио Свобода и Уральская Неделя, а также к социальным и сетевым сообществам, таким как Live Journal, Facebook и Avaaz. Новостной портал guljan.org оставался заблокированным даже после истечения срока, назначенного судом в декабре 2012 года, которым было предусмотрено блокирование сайта на 3 месяца за публикацию информации о несанкционированных мирных акциях протеста; в настоящее время сайт перестал действовать.
Вебсайты в Таджикистане также время от времени блокируются без решения суда. Предположительно, подобные меры применяются в соответствии с неофициальным указанием правительства поставщикам интернет-услуг, и нацелены, в частности, на независимые местные и иностранные сайты и социальные медиа, такие как Твиттер, Фейсбук и Вконтакте, которые все чаще используются как платформы для политических дискуссий. Например, в декабре 2013 года, служба связи Правительства, согласно сообщениям, приказала поставщикам интернет-услуг заблокировать доступ к более чем 100 интернет-ресурсам, включая несколько вебсайтов сетевых сообществ[iv]. Совсем недавно, в июне 2014 года, Youtube, Gmail и других платформах Google, а также вебсайт Toj News стали недоступными клиентам большинства поставщиков интернет-услуг. Как и ранее, правительство отрицает свою причастность к этому и винит во всем поставщиков услуг. В настоящий момент доступ к этим ресурсам восстановлен.
Проникновение интернета в Туркменистане является самым низким в Центральной Азии (меньше 10%, согласно доступной статистике[v]) вследствие непомерно высоких тарифов и отсутствия систематизированных попыток по продвижению доступа к интернету несмотря не обещания, данные действующим Президентом. Одновременно с этим, интернет-трафик контролируется и цензурируется. Открыто пишущие о ситуации в стране иностранные новостные сайты, сайты оппозиционных групп в изгнании и правозащитных организаций (включая Туркменскую Инициативу по Правам Человека ТИПЧ), сайты сетевых сообщества и он-лайн форумы, а также приложения для передачи сообщений, такие как WhatsApp и WeChat – среди тех ресурсов, которые были произвольно заблокированы в стране. Известно, что прокси-сервера, используемые для получения доступа к этим, иначе не доступным, сайтам были также заблокированы.
Притеснение журналистов и прочая критика
В Казахстане, государственные лица и чиновники продолжают практику предъявления иска о возмещении ущерба, нанесенного журналистами и СМИ. Недавно количество случаев, в которых журналистам и другим, откровенно высказывающимся лицам предъявляются уголовное обвинение в клевете либо в «разжигании национальной, религиозной или социальной розни» стало увеличиваться. В проведенном в 2013 году мониторинге Международный Фонд защиты свободы слова Адил Соз зарегистрировал 82 разбирательства о клевете против журналистов и СМИ, в которых общая сумма требуемого возмещения ущерба составляет 10 миллионов Евро; 16 уголовных разбирательств о клевете; и 4 дела о «разжигании розни».[vi] Среди этих дел и дело Натальи Садыковой, независимого журналиста, которая бежала из страны в марте после того, как против нее было заведено уголовное дело из-за статьи, написание которой она отрицает, и дело Валерия Сурганова, редактора сайта www.insiderman.kz, в отношении которого ведется судебное разбирательство по поводу дела о похищении человека и изнасиловании. В недавно принятом Уголовном Кодексе, в отношении которого гражданское сообщество просило Президента о наложении вето, сохранено наказание за клевету в виде лишения свободы до 3 лет, а также предусмотрена защита президента и правительственных чиновников от клеветы. Угрозы и физические нападения на журналистов, которые часто совершаются безнаказанно, по-прежнему вызывают серьезную озабоченность в стране.
В Таджикистане клевета была исключена из списка уголовно наказуемых деяний, но за такие деяния против президента и правительственных чиновников все еще предусмотрена уголовная ответственность, что отрицательно влияет на свободу слова. Как и в Казахстане, имеется вызывающая озабоченность практика использования исков о диффамации в качестве ответных мер против журналистов и СМИ со стороны государственных чиновников и лиц. В большинстве случаев суд принимает решение об удовлетворении иска. Например, в апреле 2014 года, Апелляционный Суд поддержал и оставил без изменения обвинительное решение против газеты «Азия Плюс» и ее редактора Ольги Тутбалиной по поводу статьи об интеллигенции страны. Национальная ассоциация независимых СМИ Таджикистана зарегистрировала 9 гражданских разбирательств и одно уголовное разбирательство против журналистов и СМИ в 2013 году.[vii] Журналисты и блоггеры, пишущие о коррупции и других острых вопросах также сталкиваются с угрозами, задержаниями и нападениями. Наиболее недавним делом, вызвавшим международный резонанс,[viii] является дело ученого и блоггера Александра Содикова, гражданина Таджикистана, проживающего в Канаде, который был арестован в средине июня во время проведения исследования в городе Хорог. Он содержался под стражей без права переписки и общения в течение нескольких дней, до тех пор, пока власти не раскрыли информацию о его местонахождении и сообщили об открытии уголовного дела против него. Сообщается, что он обвиняется в шпионаже.
В Туркменистане небольшое количество журналистов, работающих для международных СМИ, а также члены гражданского общества, открыто выступающие о ситуации в стране, находятся в очень уязвимом положении и не защищены от запугивания и притеснения. Полиция регулярно задерживает, допрашивает и всячески мешает работе местного корреспондента Туркменской службы Радио Свободная Европа/Радио Свободы (Азатлык), вещающего из Праги. Только за период с декабря 2013 года по январь 2014, было зарегистрировано 5 таких случаев.[ix] Сотрудник Азатлык Ровшен Язмухамедов был задержан и без объяснения содержался под стражей почти 2 недели в мае 2013 года после опубликования нескольких статей, вызвавших активные дискуссии на вебсайте службы. Вебсайт ТИПЧ, основной источник независимой информации о событиях в Туркменистане, был неоднократно атакован хакерами, которые предположительно действовали под руководством туркменских спецслужб. Лица, подозреваемые в предоставлении информации организации, либо иным образом связанные с ней также подверглись давлению. В недавнем примере брату руководителя ТИПЧ Фариду Тухбатуллину не дали выехать из Туркменистана в апреле текущего года; ему также сообщили, что его 9-летний сын включен в список лиц, которым запрещен выезд из страны.[x]
Рекомендации
Рекомендации правительствам Казахстана, Таджикистана и Туркменистана:
- Обеспечить, чтобы законодательство в отношении свободы слова и СМИ полностью соответствовало международным стандартам в области прав человека, и выполнить рекомендации, подготовленные Представителем ОБСЕ по вопросам свободы СМИ и других международных и национальных экспертов по пересмотру проблемных положений законодательства.
- Воздержаться от принятия и введения в действие нового законодательства, не соответствующего требованиям международного права в области прав человека в отношении защиты свободы слова и СМИ.
- Создать конкретные механизмы для гарантирования запрета на применение цензуры и ограничения оперативной свободы СМИ, предусмотренные законодательством, в рамках консультаций и сотрудничества с Представителем ОБСЕ по вопросам свободы СМИ и гражданским обществом, а также продвигать рост частных, независимых СМИ на практике.
- Обеспечить, чтобы процедура регистрации СМИ была простой, ускоренной и не бюрократизированной, чтобы СМИ не могли быть закрыты либо их деятельность приостановлена без наличия доказательств серьезного правонарушения. Ограничить применение таких видов наказания наиболее исключительными случаями, в качестве самой крайней меры, налагаемой судом после того, как СМИ была предоставлена возможность устранить ошибку.
- Предпринять системные меры для продвижения доступа к интернету для всего населения и воздержаться от ограничения доступа к вебсайтам только потому что они содержат информацию, которая не нравится властям или с которой власти не согласны.
- Прекратить практику внесудебного блокирования вебсайтов и обеспечить, чтобы любые меры по ограничению доступа к онлайн контенту, квалифицированному в качестве незаконного, были ограничены исключительно этим контентом, являлись абсолютно необходимыми и были санкционированы независимым открытым судебным решением, подлежащим обжалованию.
- Публично осуждать запугивание и притеснение журналистов и других открыто высказывающихся лиц, а также их семей, и обеспечить, чтобы такие факты расследовались безотлагательно и тщательно, и виновные понесли заслуженное наказание.
- Исключить клевету из списка уголовно наказуемых деяний, включая клевету в отношении правительственных чиновников. Установить верхнее ограничение по объему морального ущерба, возмещаемому в рамках иска о клевете и ограничить возможности государственных служащих, выступающих в качестве истца в таких разбирательствах по получению возмещения материального ущерба.
- Обеспечить, чтобы ни в отношении журналистов, ни других лиц не применялась уголовная ответственность в качестве ответной меры за реализацию международно-признанного права свободы слова. Снять обвинения и освободить лица, осужденные по таким мотивам.
Рекомендации всему сообществу государств-участниц ОБСЕ:
- Использовать двусторонние и многосторонние связи, встречи на высоком уровне и другие средства, чтобы заметным и постоянным образом поднимать вызывающие озабоченность вопросы, связанные с законодательством и правоприменительной практикой, имеющие негативное воздействие на свободу слова и СМИ в отдельных государствах ОБСЕ, а также для защиты жертв репрессий.
- Поддерживать и сотрудничать с офисом Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ в рамках его мандата по содействию государствам участникам ОБСЕ в выполнении своих обязательств в области свободы слова и свободы СМИ. Подать хороший пример государствам ОБСЕ посредством реализации соответствующих рекомендаций и применения наилучших практик, отобранных данным Представителем.
- При необходимости, применять новое Руководство ЕС по продвижению свободы слова онлайн и вне сети в третьих странах[xi], в особенности, через работу дипломатических представительств.
- Советоваться на регулярной основе с гражданским обществом по вопросам свободы слова и свободы СМИ, а также поддерживать инициативы гражданского общества, нацеленные на продвижение обязательств в этой области в регионе ОБСЕ.
[i] Смотри: http://www.skolevideos.dk/video/byi_46vc6qE/%D0%9E%D0%B1%D1%8B%D1%81%D0%BA-%D0%B2-%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC-%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%81%D0%B5-1612-1612.html
[ii] Чтобы получить более подробный анализ закона, обратитесь к обзору, выпущенному Представителем ОБСЕ по свободе слова и СМИ, апрель 2013 г. (на русском) на: http://www.osce.org/ru/fom/100831
[iii] Смотри «Власти Таджикистана запретили газету «Хафта» после резонансного интервью в Мумином Каноатом», 17 февраля 2014г., на: http://tjnews.ru/?p=40312
[iv] Смотри «Таджикистан заблокирует более 130 сайтов, в том числе соцсети», 21 декабря 2012г., http://ria.ru/society/20121221/915825231.html
[v] Согласно статистике Международного Телекоммуникационного Совета за 2013, http://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/stat/default.aspx
[vi] Международный Фонд по защите свободы слова Адил Соз, “Статистика нарушений прав СМИ и журналистов в Казахстане за период с января по декабрь 2013 года,” at http://www.adilsoz.kz/en/statistic/statistic-of-violations-of-rights-of-media-outlets-and-journalists-in-kazakhstan-january-december-2013/
[vii] «НАНСМИТ зафиксировал в 2013 году 82 факта нарушений прав журналистов и СМИ», January 2014, http://nansmit.tj/ezhemesyachnyiy-informatsionno-pravovoy-byulleten-smi-i-pravo-92-103-yanvar-2014g/
[viii] См. http://freealexsodiqov.org/
[ix] Радио Свободная Европа/Радио Свободы, «Шесть недель репортажа из Туркменистана», 8 февраля 2014 г., http://www.rferl.org/content/turkmenistan-reporting-azatlyk-difficulties/25257448.html
[x] Смотри пресс-релиз Amnesty International и Human Rights Watch, «Туркменистан: Семье активиста запретили выезд за рубеж», 20 мая 2014 г., доступно на http://www.chrono-tm.org/en/2014/05/turkmenistan-activists-family-barred-from-travel-abroad-brother-of-exiled-rights-defender-halted-at-the-airport/
[xi] Доступно на: www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_Data/docs/pressdata/EN/foraff/142549.pdf