Домашнее насилие в Таджикистане: время восстановить справедливость

По имеющимся оценкам, каждая вторая таджикская женщина в какой-то момент своей жизни подвергается домашнему насилию со стороны своего мужа, свекрови или других членов семьи. При этом домашнее насилие может принимать форму физического, психологического или экономического насилия.

В Международный Женский День Общественный фонд «Нотабене» (Таджикистан), Международное партнерство по правам человека (МППЧ, Бельгия) и Хельсинкский фонд по правам человека (ХФПЧ, Польша), опубликовывают совместный доклад, в котором рассматриваются причины, по которым многие жертвы домашнего насилия до сих пор остаются без эффективной защиты и поддержки спустя четыре года после принятия нового законодательства о предупреждении домашнего насилия в Таджикистане.

Доклад под названием «Он оставил след в моей жизни. Домашнее насилие: время восстановить справедливость» изложен на 74-x страницах и основан на информации, собранной Международным партнерством по правам человека путем исследования на местах, а также на связанных с ним исследовании документальных материалов и интервью, проводившихся в октябре-ноябре 2016 года.

Принятие Закона «О предупреждении насилия в семье» в 2013 году и другие положительные шаги правительства Таджикистана, направленные на борьбу с домашним насилием, сводятся на нет из-за пробелов в законодательстве, недостатков в системе уголовного правосудия и неспособности властей систематически заниматься решением этой широкомасштабной проблемы.

В докладе рассматриваются препятствия, с которыми сталкиваются пострадавшие на пути к правосудию, включая отсутствие в Уголовном кодексе отдельной статьи о домашнем насилии и неспособность государства обеспечить уголовное преследование в отношении лиц, виновных в совершении домашнего насилия, что приводит к продолжающейся безнаказанности преступников. Жертвы обязаны самостоятельно подавать жалобу на действия насильников в органы уголовного правосудия, что в еще большей степени лишает их стимула бороться за справедливость.

По мнению директора МППЧ Бриджит Дюфур: «Безнаказанность лиц, совершивших домашнее насилие, является обычным делом в Таджикистане. Власти должны незамедлительно принять меры для криминализации домашнего насилия и проследить за тем, чтобы виновные были наказаны за свои деяния. Это позволит положить конец порочному кругу домашнего насилия, знакомого многим поколениям».

Оказание услуг и поддержки жертвам домашнего насилия является обязанностью государств согласно международным нормам. Однако объем услуг, оказываемый жертвам домашнего насилия в Таджикистане, остается крайне недостаточным.

Брижит Дюфур: «Существующая система оставляет жертв домашнего насилия в бедственном положении и лишает их поддержки в самые трудные моменты жизни. Защита жертв домашнего насилия является международным обязательством властей Таджикистана, однако отсутствие достаточного количества услуг в области защиты и поддержки, а также приютов ставит под угрозу их жизни. Ситуация, когда многим жертвам домашнего насилия некуда обратиться, является недопустимой».

Государство не придает первостепенное значение финансированию данных видов услуг из национального бюджета. В последнее десятилетие организации гражданского общества были ключевым партнером в реализации инициатив по оказанию помощи жертвам домашнего насилия. Однако сейчас многие НПО высказывают опасения, что они не смогут продолжать оказывать необходимые услуги в 2017 году и последующие годы в связи с отсутствием достаточных финансовых средств.

Брижит Дюфур: «НПО, составляющие основу системы поддержки жертв домашнего насилия, столкнулись с кризисом финансирования – мы призываем власти Таджикистана и международное сообщество обеспечить финансирование нашей деятельности по оказанию базовых услуг».

С полной версией доклада можно ознакомиться здесь.
Резюме доклада можно скачать здесь.