В этом месяце отмечается пятилетний срок с момента принятия Стратегии нового партнерства ЕС и Центральной Азии, предусматривающей основу для укрепления сотрудничества между ЕС и странами данного региона. В результате осуществления этой стратегии возросло количество встреч на высоком уровне между официальными лицами ЕС и стран Центральной Азии, появились новые инициативы для сотрудничества в областях торговли, энергетики, безопасности и др., а также отчетливей проявляются усилия, направленные на углубление двусторонних отношений. В данный момент ведутся переговоры о новом, более широком Договоре о партнерстве и сотрудничестве (ДПС) между ЕС и Казахстаном. Также возобновлен процесс разработки ДПС с Туркменистаном после многолетней задержки в период правления Туркменбаши. Заключение ДПС между ЕС и Узбекистаном было приостановлено в рамках санкций, наложенных ЕС на это государство вследствие событий в Андижане в 2005 году, когда узбекские правительственные войска применили неоправданные карательные меры для подавления массовых протестов и убили сотни протестантов. Однако, поскольку данные санкции со временем были облегчены и окончательно сняты в 2009 году, отношения между ЕС и Узбекистаном нормализовались, что отмечается среди прочего в связи с открытием представительства делегации ЕС в этой стране в начале 2012 года.
Стратегия ЕС по Центральной Азии определяет права человека ключевым элементом в отношениях ЕС–Центральная Азия и устанавливает нарастающую поддержку прав человека в данном регионе со стороны ЕС. За последние пять лет ЕС наладил регулярные «диалоги по правам человека» с правительствами стран Центральной Азии и расширил перечень вопросов прав человека для дальнейшего взаимодействия с ними. Однако существуют серьёзные опасения насчет того, что степень успешности применения Стратегии ЕС по Центральной Азии в отношении прав человека была не такой существенной, как ожидалось, в связи с отсутствием общего прогресса в сфере прав человека в регионе. Данный документ является частью дискуссии относительно способов продвижения прав человека в рамках Стратегии ЕС по Центральной Азии и лучшего осуществления потенциала стратегии как инструмента укрепления уважения к правам человека. В первую очередь он содержит ряд рекомендаций от нас, организаций гражданского общества, касательно методов повышения эффективности и влияния ЕС для продвижения прав человека в Центральной Азии. Несмотря на то, что многие из этих предложений обсуждались ранее, а некоторые из них уже могли быть частично выполнены ЕС, мы считаем, что они требуют обновления и очередного рассмотрения. Далее документ предусматривает обзор основных угроз правам человека, существующих на данный момент в странах региона (Казахстан, Туркменистан, Узбекистан) и рекомендации относительно мер, осуществления которых, по нашему мнению, ЕС должен рассматривать в качестве приоритета в рамках своей политики защиты прав человека в этих странах.
(…)
Читать полный документ.
Cм. также Обращение гражданского общества к ЕС, Пятилетняя годовщина стратегии ЕС по Центральной Азии: Установление прав человека в центре действий ЕС