
Новый отчет, опубликованный Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ) и Международным партнерством по правам человека (МППЧ, Бельгия), представляет обзор последних событий в области свободы слова, свободы объединений и собраний, а также других фундаментальных прав человека в Казахстане в преддверии досрочных парламентских выборов, назначенных на 20 марта 2016 г. Отчет основан на результатах мониторинга, проведенного КМБПЧ.
Резюме
Казахстанские власти продолжают подавлять свободу выражения мнений, особенно в условиях продолжающегося экономического кризиса и досрочных парламентских выборов, назначенных на 20 марта 2016 года. В последнее время были задержаны ряд журналистов, гражданских активистов и других критических голосов, были возбуждены уголовные дела в их отношении. Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что широко и нечетко сформулированные статьи УК, запрещающие «возбуждение» социальной, национальной или другой «розни», а также «распространение заведомо ложной информации» все чаще стали использоваться в отношении граждан, реализующих свое право на свободу выражения мнений, в том числе в социальных сетях. Это способствовало нагнетанию атмосферы страха и пресечению дискуссий в социальных сетях.
В соей резолюции, принятой 10 марта 2016 г., Европарламент осуждает нарушения права на свободу слова в Казахстане, в частности давление на независимые СМИ, и аресты и уголовное преследование журналистов, блогеров и других граждан, осуществляющих право на свободу выражения. Европарламент призывает к пересмотру «статей Уголовного кодекса, которые могут быть использованы для криминализации законного поведения».
Ниже приводятся недавние дела, вызывающие обеспокоенность с точки зрения права на свободу выражения мнений и других основных прав человека:
- В декабре 2015 года в офисе интернет-издания Nakanune.kz, известного своей критикой властей, и в жилых помещениях нескольких его журналистов были проведены обыски. Редактор издания Гузяль Байдалинова остается под арестом в следственном изоляторе по обвинению в «распространении заведомо ложной информации». Поводом для предъявления этих обвинений послужила статья с обвинениями в коррупции, из-за публикации которой издание уже проиграло дело о защите чести и достоинства на крупную сумму в прошлом году.
- Председатель Союза журналистов и руководитель Национального пресс-клуба Сейтказы Матаев и его сын, директор информационного агентства «КазТАГ» Асет Матаев, находятся под следствием по обвинениям в присвоении государственных средств и нарушениях налогового законодательства. Матаев-старший был арестован 22 февраля 2016 года и находится под домашним арестом.
- По одному из самых громких за последнее время дел, 22 января 2016 года активисты Ермек Нарымбаев и Серикжан Мамбеталин были признаны виновными в «возбуждении национальной розни» и приговорены к двум и трем годам лишения свободы, соответственно, с запретом на занятие ими общественной деятельностью в течение пяти лет. Обоим активистам, известным как оппоненты властей в социальных сетях, были предъявлены обвинения за посты в «Facebook», в которых они разделились якобы оскорбительный текст, уже размещенный в интернете. Мамбеталин был впоследствии освобожден под подписку о невыезде из г. Алматы, а Нарымбаев был переведен под домашний арест до рассмотрения дела в апелляционном порядке в конце марта.
- Другой активист Болатбек Блялов также был признан виновным в «возбуждении розни» в конце января 2016 года и приговорен к трем годам ограничения свободы, в течение которых на него будут распространяться ограничения на свободу передвижения и участие в общественной деятельности. Обвинения, выдвинутые в отношении Блялова, касались видеороликов, размещенных в «YouTube», в которых он выразил свое мнение по таким вопросам, как социальные проблемы и национализм.
- Пятилетний приговор, вынесенный администратору социальной сети Игорю Сычеву, которому были предъявлены обвинения в пропаганде «сепаратизма» после перепоста соцопроса, был оставлен судом апелляционной инстанцией без изменения в январе 2016 года. В декабре 2015 года блогеру Ермеку Тайчибекову был осужден на четыре года по обвинению в «возбуждении национальной розни» из-за провокационных сообщений в сети с про-российскими высказываниями.
- Приговор сроком 1,5 года, вынесенный в отношении активиста Амангельды Батырбекова, который в октябре прошлого года был признан виновным в клевете из-за критической статьи в отношении действий прокурора, был отменен судом апелляционной инстанции по нереабилитирующим основаниям в январе 2015 года. По существу, он не был признан невиновным. Апелляционная жалоба юриста Булата Байтьякова, осужденного за клевету в отношении судьи и приговоренного летом прошлого года к одному году ограничения свободы из-за его действия по судебному делу, не была удовлетворена в декабре 2015 года.
- В декабре 2015 года суд апелляционной инстанции оставил без изменения приговор, вынесенный адвентисту седьмого дня Ыкыласу Кабдуакасову по обвинению в «возбуждении религиозной розни» и ужесточил наказание, приговорив его к двум годам лишения свободы. Кабдуакасову были предъявлены обвинения по поводу того, что он поделился своим мнением относительно своей веры с другими. Его дело является примером преследования представителей так называемых нетрадиционных религиозных меньшинств.
По редкому оправдательному приговору, 29 февраля 2016 года, журналист Юлия Козлова была признана невиновной по обвинению в хранении наркотических средств, выдвинутому в отношении нее, после того, как полиция якобы обнаружила запрещенное вещество при проведении обыска в ее квартире. Судья также вынесла представление о проведении проверки серьезных недостатков, допущенных в ходе расследования дела. Можно лишь приветствовать такое развитие событий по данному делу. В то же время, вызывает серьезную обеспокоенность, что другие журналисты и активисты признали виновными, хотя в ходе судебных процессов в их отношении были допущены грубые нарушения права на беспристрастное судебное разбирательство и надлежащее отправление правосудия. Судебный процесс в отношении Ермека Нарымбаева и Серикжана Мамбеталина был особенно вопиющим в этом отношении, и данное судебное разбирательство было продолжено несмотря на проблемы со здоровьем у обвиняемых, нуждающихся в срочной медицинской помощи.
Государственный комитет связи и информации тщательно отслеживает информационное содержание сайтов и направляет предупреждения и предпринимает меры по блокировке веб-сайтов, имеющих якобы незаконное содержание. В соответствии с действующим законодательством, доступ к сайтам может быть полностью заблокирован по таким основаниям на основании судебного решения или требования Генеральной прокуратуры. Некоторые веб-сайты были заблокированы в течение длительного времени без каких-либо официальных объяснений. Например, доступ к новостным сайтам «Ratel.kz» и «Zonakz.net» отсутствовал на протяжении нескольких месяцев прежде, чем он был снова предоставлен в начале февраля 2016 года.
Принятие в январе 2016 года новых правил проведения мониторинга средств массовой информации, а также недавнее сообщение оператора «Казахтелеком» о том, что национальный сертификат безопасности станет обязательным для всех пользователей интернета, вызвали обеспокоенность по поводу того, что власти могут еще более ужесточить контроль и цензуру в интернете.
Новое законодательство о НПО, которое подверглось широкой критике за ненадлежащее ограничение свободы объединений НПО, вступило в силу в середине декабря 2015 года. Вскоре после этого, от НПО потребовали предоставить информацию до конца марта 2016 года для ее включения в новую базу данных, которая должна быть создана согласно законодательству. Непредоставление НПО требуемой информации или предоставление ими «недостоверных» сведений может привести к наложению на них штрафа или приостановлению их деятельности на три месяца.
Многие профсоюзы испытали затруднения при перерегистрации в соответствии с требованиями нового Закона «О профессиональных союзах», принятого в 2014 году. Например, Конфедерация независимых профсоюзов Республики Казахстан, а также новый профессиональный союз работников средств массовой информации были, в конечном счете, зарегистрированы в феврале 2016 года и в декабре 2015 года, соответственно, после длительного процесса, включающего в себя неоднократную подачу заявок. Другие независимые профессиональные союзы продолжают работать без регистрации и, по имеющимся сведениям, их члены испытали давление со стороны работодателей по поводу присоединения к профсоюзным структурам, контролируемым государством.

Право на свободу мирных собраний по-прежнему сильно ограничен в стране, как показывает новый отчет КМБПЧ по результатам его мониторинга в этой области в 2015 году. Свыше 90 процентов от общего количества мирных митингов (71 митинга), зафиксированных КМБПЧ по всей стране в прошлом году, были проведены без получения предварительного разрешения, требуемого по законодательству для их проведения, и около трети из них закончились разгоном и задержанием участников. Общее количество митингов значительно уменьшилось по сравнению с предыдущими годами, и не был проведен ни один митинг политической оппозиции, что связано с возрастающей репрессивной атмосферой в стране.
Данный отчет был подготовлен в рамках проекта «Транснациональная коалиция гражданского общества в поддержку фундаментальных прав в Центральной Азии», который осуществляется КМБПЧиСЗ, общественным фондом «Нотабене», Туркменской инициативой по правам человека и МППЧ.
***
См. также: Новые отчеты о последних событийях в области фундаментальных прав человека в Таджикистане и Туркменистане.