Международное партнерство за права человека (МППЧ) и Коалиция против пыток в Кыргызстане – сеть правозащитных организаций – выражают сожаление в связи с принятием законодательства, вводящего новые неоправданные, обременительные и дискриминационные обязательства кыргызских неправительственных организаций (НПО) по представлению финансовой отчетности. Мы призываем власти страны пересмотреть это законодательство и обеспечить, чтобы его применение не подрывало работоспособность НПО и не приводило к усилению давления на организации, поощряющие права человека, верховенство права и демократическое управление.
26 июня 2021 года президент Кыргызстана Садыр Жапаров подписал поправки в законы «О некоммерческих организациях» и «О государственной регистрации юридических лиц филиалов (представительств)». Парламент принял этот закон в третьем чтении 17 июня 2021 года после того, как его рассмотрение было приостановлено почти на год. Поправки были впервые инициированы членом парламента в декабре 2019 года. Хотя новое законодательство непосредственно затрагивает организации гражданского общества, его принятию не предшествовал широкий или инклюзивный процесс консультаций с НПО. Из-за ограничений, связанных с ковидом-19, только отдельные НПО были приглашены на парламентские слушания по законопроекту, состоявшиеся в мае 2020 года.
В соответствии с новым законодательством НПО, которые осуществляют свою деятельность за счет средств, предоставленных на безвозмездной основе, должны ежегодно подготавливать и представлять отчет о своих источниках финансирования, расходовании этих средств, и их приобретение и использование имущества для публикации на сайте государственной налоговой службы. Форма и процедура представления такой информации будут определяться кабинетом министров, что не позволяет точно определить, каким образом новая система отчетности будет осуществляться на практике, и тем самым создает высокую степень неопределенности для НПО. В поправках также подчеркивается обязанность НПО предоставлять сведения о поступлениях в организацию и информацию о его имуществе в рамках существующих процедур отчетности. Указывается, что эта информация не может быть «предметом коммерческой тайны».
Невыполнение НПО своих обязательств по представлению отчетности может привести к санкциям, включая закрытие организаций. В соответствии с новыми положениями налоговая служба может обратиться в суд с заявлением о принудительной ликвидации НПО, которые в течение одного года не представили в службу требуемые отчеты.
Новый закон об НПО был принят, несмотря на серьезную критику со стороны представителей гражданского общества и международного сообщества, которые выразили озабоченность по поводу несовместимости законопроекта с международными обязательствами Кыргызстана в области прав человека и его негативного воздействия на организации гражданского общества. Мы разделяем эту озабоченность и считаем, что новое законодательство является весьма проблематичным.
Новые обязательства по представлению отчетности были оправданы необходимостью обеспечения прозрачности деятельности НПО. Это важная задача, но она уже выполняется в рамках существующего законодательства, которое требует от НПО регулярно предоставлять подробную информацию о своей деятельности и финансах налоговой службе, статистическому комитету и другим государственным органам. Национальное законодательство также наделяет власти дополнительными полномочиями по надзору за деятельностью НПО, например путем проведения налоговых проверок. В то же время новые обязательства, по всей вероятности, значительно увеличат бремя отчетности НПО в ущерб особенно небольшим организациям, располагающим ограниченными кадрами и ресурсами.
Таким образом, новое законодательство может поставить под угрозу деятельность НПО в то время, когда деятельность таких организаций имеет как никогда важное значение с учетом серьезных проблем, с которыми сталкивается страна, включая проблемы, связанные с последствиями пандемии ковид-19.
Новые требования к отчетности распространяются на некоммерческие организации, зарегистрированные в качестве общественных объединений, фондов и учреждений. Однако ни в законе, ни в справке-обосновании к нему не содержится удовлетворительного объяснения того, почему эти организации подвергаются дополнительному надзору по сравнению с другими некоммерческими организациями, такими, как религиозные ассоциации или политические партии, или коммерческим организациям. В поправках также указывается, что новые требования к отчетности не распространяются на некоммерческие организации государственных и муниципальных учреждений. По этим причинам новые требования носят дискриминационный характер.
Мы также обеспокоены тем, что реализация нового законодательства может привести к усилению давления на НПО, которые бросают вызов государственной политике и добиваются привлечения к ответственности за коррупцию и нарушения прав человека, включая нарушения прав женщин, этнических меньшинств, ЛГБТ, задержанных и других уязвимых групп. Эти опасения подкрепляются тем фактом, что сторонники законопроекта прибегали к стигматизации и дискредитации НПО, обвинив их в том, что они «служат интересам Запада», подрывают так называемые традиционные ценности и угрожают национальной безопасности из-за их деятельности по защите основных прав и свобод. Принятие нового закона также происходит на фоне ухудшающегося в Кыргызстане климата свободы слова и растущих угроз и преследований в отношении активистов гражданского общества и журналистов, критикующих новую противоречивую конституцию и другие инициативы нынешних властей.
Вызывает также озабоченность тот факт, что публикация информации о полученных и израсходованных НПО грантах на правительственном веб-сайте может привлечь нежелательное внимание к организациям, работающим над такими вопросами, как коррупция, гендерное равенство и защита меньшинств, и подвергать их повышенному риску нападений со стороны частных лиц. Этот риск является реальным, поскольку активисты гражданского общества, выступающие за права человека в этих областях, уже регулярно подвергаются нападениям агрессивно настроенных активистов социальных сетей и членов националистических движений.
В соответствии с международным правом в области прав человека кыргызские власти обязаны защищать право на свободу ассоциации и обеспечивать, чтобы любые ограничения этого права соответствовали строгим требованиям необходимости, законности и соразмерности. Как подчеркнул Специальный докладчик Организации Объединенных Наций по вопросу о правах на свободу мирных собраний и ассоциации, государствам следует создавать благоприятные условия для организаций гражданского общества и избегать мер, которые непропорционально нацелены на них или обременяют их, например, путем установления обременительных требований, не применимых к коммерческим организациям. Государствам следует также обеспечить, чтобы организации гражданского общества могли осуществлять свою деятельность без необоснованного вмешательства государства в их деятельность, а также без страха запугивания и преследования. Если ассоциация не выполняет свои обязательства по представлению отчетности, такое незначительное нарушение закона не должно вести к закрытию организации.
В письме, адресованном правительству Кыргызстана в марте 2020 года, Специальный докладчик по вопросу о правах на свободу мирных собраний и ассоциации и Специальный докладчик по вопросу о положении правозащитников отметили, что законопроект о НПО неоправданно и несоразмерно ограничит право на свободу ассоциаций, гарантированное статьей 22 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), к которому Кыргызстан присоединился в 1994 году. Они призвали правительство пересмотреть законопроект с учетом международных обязательств страны в области прав человека и провести процесс консультаций с участием всех заинтересованных сторон.
Хотя новое законодательство уже принято, рекомендации экспертов ООН сохраняют свою актуальность. Властям Кыргызстана следует выполнить эти рекомендации и воздерживаться от применения нового законодательства таким образом, чтобы это препятствовало важной работе организаций гражданского общества и создавало угрозу для них и их целевых общин. Мы приветствуем тот факт, что ЕС, Соединенные Штаты и другие международные партнеры Кыргызстана выразили озабоченность по поводу нового законодательства и призываем их использовать свое влияние для обеспечения того, чтобы правительство Кыргызстана соблюдало свои международные обязательства по свободе ассоциации и защите гражданского общества.