Прекратить пытки в Центральной Азии: не только на бумаге, но и на практике

29 мая 2020 года, когда 44-летний бизнесмен и отец троих детей Алиджон Абдукаримов был доставлен в Отдел внутренних дел №4 г. Андижана (Узбекистан), он был здоровым человеком.

К сожалению, он уже не смог самостоятельно покинуть отделение милиции. Вызванный на допрос по обвинению в краже, в тот же вечер он был жестоко избит и подвергнут пыткам со стороны нескольких сотрудников милиции. На следующее утро машина скорой помощи доставила его в больницу, где через две недели 11 июня, он скончался от полученных травм. За несколько дней до его смерти сестра Алиджона Абдукаримова смогла навестить его в больнице, где она обнаружила его в коме, подключенного к аппарату искусственного дыхания. На снимках, которые она успела снять, видны синяки по всему телу, в том числе на руках, груди и ногах. Левый глаз был все еще сильно опухшим. “Это мой брат”, – сказала она: “Он вышел из дома в добром здравии несколько дней назад, а теперь он лежит здесь. Посмотрите на раны на его ногах и животе. Мой брат умирает.”

Только 13 июня, Генеральная прокуратура Узбекистана выступила с официальным заявлением, в котором говорилось, что 30 мая Алиджон Абдукаримов был доставлен в центр неотложной медицинской помощи и что трое сотрудников Андижанского управления внутренних дел были задержаны по обвинению в превышении служебных полномочий, незаконном задержании и пытках. Однако, несмотря на уверения узбекских властей о том, что расследование находиться под их контролем, в доме самой жертвы постоянно находятся сотрудники прокуратуры, что в свою очередь препятствует общению членов семьи с правозащитниками, блоггерами или журналистами.

Пытки и жестокое обращение являются одной из старейших “эпидемий общества” и по-прежнему вызывают серьезную озабоченность во всех пяти центральноазиатских странах. Сотни лиц по-прежнему обвиняются и осуждаются на основе признаний, полученных под принуждением; в то время как многочисленные жертвы пыток и их родственники, опасаясь потенциальных преследований, не обращаются с жалобами и отказываются от всякой надежды добиться справедливости через систему уголовного правосудия. Зачастую родственники говорят об  этом лишь в том случае, если человек умирает в результате пыток, как в случае с Алиджоном Абдукаримовым.

Сегодня, 26 июня, отмечается Международный день Организации Объединенных Наций (ООН) в поддержку жертв  пыток.  В  этот  день  Коалиции  против  пыток  в  КазахстанеКыргызстане и Таджикистане, Ассоциация за права человека в Центральной Азии (AHRCA, Узбекистан, базирующаяся в изгнании во Франции), Туркменская инициатива в области прав человека (TIHR, Туркменистан, базирующаяся в изгнании в Австрии) Хельсинкский фонд по правам человека (Польша) и Международное партнерство по правам человека (МППЧ) призывают правительства стран Центральной Азии в значительной степени активировать свои усилия по искоренению пыток не только на бумаге, но и на практике!

Полный текст заявления доступен по ссылке.