
Празднование Навруза, персидского Нового года в марте этого года не стало поводом для радости для Манучехра Холикназарова и его семьи, поскольку он по-прежнему находится заточении, отбывая 16-летний тюремный срок в наказание за свою правозащитную деятельность.
Сегодня Международное партнерство по правам человека (МППЧ), Всемирная организация против пыток (ВОПП), Human Rights Watch (HRW), Хельсинкский фонд по правам человека (ХФПЧ), Норвежский Хельсинкский комитет (НХК), Frontline Defenders, Freedom Now (HFHR) и Международная федерация за права человека (МФПЧ) призывают к немедленному и безусловному освобождению Манучехра Холикназарова.
“Манучехр является одним из ведущих специалистов в области прав человека, борцом против несправедливости и выдающимся защитником жертв нарушений прав человека – тюремное заключение Манучехра Холикназарова – это позор, и каждый день, проведенный им за решеткой, свидетельствует о продолжении ухудшения ситуации с правами человека в Таджикистане.” – Бриджит Дюфур, директор Международного партнерства по правам человека.
9 декабря 2022 года Верховный суд Таджикистана признал Манучехра Холикназарова виновным по статьям 187, часть 2 (участие в преступном сообществе) и 307 (3), часть 2 (участие в деятельности организации, в отношении которой принято решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности) Уголовного кодекса, приговорив его к 16 годам лишения свободы в колонии строгого режима.
Манучехр Холикназаров возглавляет Ассоциацию юристов Памира (АЮП), одну из немногих организаций гражданского общества в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана (ГБАО), которая занимается продвижением и защитой прав человека. Будучи членом нескольких важных общественных площадок, таких как Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности, Общественный совет по реформе милиции и Коалиция по жилищным правам, Холикназаров помог бесчисленным жертвам нарушений прав человека и укрепил принцип верховенства закона и демократические структуры в ГБАО. Кроме того, Холикназаров и его организация на протяжении многих лет работали над созданием платформы для диалога между государственными органами и институтами гражданского общества, где обсуждались наиболее актуальные проблемы региона, в том числе в области прав человека.
25-28 ноября 2021 года в Хороге, ГБАО, вспыхнули массовые протесты в связи с убийством молодого человека Гульбиддина Зиёбекова. После того, как протесты улеглись, Холикназаров вошел в состав “Комиссии 44”, состоящей из представителей местного гражданского общества и правоохранительных органов для расследования произошедшего[1]. С учетом его профессионального опыта он был включен в состав Совместную следственную группу, возглавляемую Генеральной прокуратурой. Несмотря на некоторую критику её пассивной деятельности, Совместная следственная группа добилась определенных результатов, включая эксгумацию и повторную экспертизу тела Гульбиддина Зиёбекова в декабре 2021. Помимо работы в Совместной следственной группе, Холикназаров также оказывал помощь жертвам неизбирательного применения огнестрельного оружия правоохранительными органами во время протестов. Благодаря его усилиям в марте 2022 года Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности предоставила четырех адвокатов для работы с жертвами и их родственниками.
Однако, все усилия по привлечению к ответственности виновных в насильственных действиях в ноябре 2021 года были сорваны в мае 2022 года в связи с возобновлением подавления протестов в Хороге и Рушанском районе ГБАО.
28 мая 2022 года Холикназаров был арестован вместе с десятком членов Комиссии 44 за якобы “участие в преступном сообществе” и “публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя”. Суд над ними начался 20 сентября 2022 года и проходил за закрытыми дверями в следственном изоляторе Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) в г. Душанбе.
21 октября 2022 года Специальный докладчик ООН по вопросу о положении правозащитников направила правительству Таджикистана сообщение, в котором выразила обеспокоенность по поводу предполагаемого незаконного задержания Холикназарова и его коллег.
Однако, несмотря на все призывы, 9 декабря 2022 года Верховный суд Таджикистана приговорил Манучехра Холикназарова к 16 годам лишения свободы.
“В течение многих лет Манучехр и его команда из Ассоциации юристов Памира оказывали помощь жертвам нарушений прав человека и мирным путем продвигали права человека, верховенство закона и доступ к правосудию в ГБАО. Его задержание является незаконным, и он должен быть освобождён немедленно и безусловно”. – Джеральд Стаберок, Генеральный секретарь Всемирной организации против пыток (ВОПП)
Ассоциация юристов Памира (АЮП)
Ассоциация юристов Памира (АЮП) была официально зарегистрирована как общественная организация в 2010 году. АЮП была одной из немногих организаций гражданского общества в ГБАО, которая работала над продвижением прав и основных свобод человека. Особое внимание она уделяла включению международных стандартов по правам человека в национальное законодательство и правоприменительную практику, а также укреплению принципов демократизации и толерантности. В январе 2021 года организация получила уведомление о штрафе за отсутствие финансовой отчетности по полученным грантам в Комитете по инвестициям и шестипроцентном сборе. Организация оспорила это решение в суде, утверждая, что она получила иностранный грант, а не иностранную инвестицию, и поэтому не обязана платить сбор. В августе 2022 года дело было отправлено на дополнительное рассмотрение. Однако в конце 2022 года АЮП была ликвидирована без какого-либо судебного рассмотрения – Министерство юстиции просто уведомило их о прекращении деятельности организации.
Сокращение пространства для гражданского общества
В последние годы в Таджикистане серьезно ухудшилось положение правозащитников и активистов из организаций гражданского общества[2]. НПО, активисты и юристы подвергаются угрозам и запугиванию со стороны властей с целью заставить их отказаться или воздержаться от рассмотрения деликатным с точки зрения политики вопросов и дел. Многие объединения подверглись навязчивым проверкам их деятельности со стороны Налогового комитета, служб национальной безопасности и других государственных органов.
В другом случае ликвидации НПО, в январе 2023 года суд района Сомони города Душанбе вынес решение о ликвидации Независимого центра защиты прав человека (НЦПЧ) – одной из самых известных и эффективных правозащитных организаций страны, предоставлявшей бесплатную юридическую помощь преследуемым журналистам, жертвам пыток и принудительных выселений. Министерство юстиции обвинило НЦПЧ в нескольких предполагаемых нарушениях устава и национального законодательства после проведения проверки организации. Помимо того, что подобные проверки отнимают много времени и являются стрессовыми для НПО, они еще и зачастую приводили к предупреждениям и санкциям в связи с предполагаемыми нарушениями закона.
“Закрывая организации гражданского общества и признавая преступной столь необходимую работу правозащитников, власти Таджикистана продолжают свою кампанию по устранению и замалчиванию любых оставшихся критических голосов в стране. Мы требуем, чтобы всем группам гражданского общества было позволено работать беспрепятственно и чтобы власти сняли все надуманные обвинения против Холикназарова и других правозащитников”, – заявила Берит Линдеман, генеральный секретарь Норвежского Хельсинкского комитета.
В марте 2023 года рейтинг Таджикистана был понижен с “репрессивного” до “закрытого” по версии CIVICUS Monitor, глобального исследовательского проекта, который оценивает и отслеживает основные свободы в 197 странах[3]. “Закрытая страна” – это наихудший рейтинг, который может получить государство по версии CIVICUS Monitor. В действительности это означает, что в Таджикистане царит атмосфера страха, люди регулярно подвергаются тюремному заключению и нападкам за осуществление своих основных прав на свободу ассоциации, свободу собраний и выражения мнений. Согласно отчету “People Power Under Attack 2022”, к снижению рейтинга привели репрессивные меры, принятые властями в ответ на массовые протесты в ГБАО.
[1] См. дополнительную информацию https://www.iphronline.org/tajikistan-civicus-2021-2022.html
[2] См. дополнительную информацию https://www.iphronline.org/tajikistan-continuous-crackdown-on-civil-society.html
[3] https://monitor.civicus.org/country-rating-changes/tajikistan/