Таджикистан: Журналистов заставляют молчать, средства массовой информации подвергаются давлению

По случаю Всемирного дня свободы печати, З мая, Международное партнерство за права человека (МППЧ) стремится подчеркнуть все более ограничительную атмосферу свободы выражения мнений и информации в Таджикистане. Мы приглашаем международное сообщество настоятельно призвать Таджикистан выполнить свои международные обязательства по защите основных свобод выражения мнений и прекратить препятствовать профессиональной деятельности независимых журналистов и представителей прессы.

Журналисты практически лишены возможности освещать вопросы, которые по мнению властей считаются “чувствительными”, не подвергая опасности свою безопасность или безопасность своих близких. В соответствии с рейтингом Freedom House, Таджикистан  признан “не свободной” страной, заняв в 2021 г. 13-е место из более чем 200 стран, в то время как Всемирный индекс свободы печати, составленный Репортерами без границ, поставил Таджикистан на 162-е место из 180.[1]

Власти используют законодательные положения, предусматривающие наказание за разжигание ненависти или розни и за распространение ложной информации, а также угрозы в адрес журналистов и их семей, чтобы создать атмосферу страха и заставить замолчать тех, кто осмеливается критически высказываться о режиме.

Подавление свободы слова со стороны государства стало наиболее явным во время пандемии COVID-19. По мере того, как власти преуменьшали последствия пандемии в Таджикистане, журналистов, сообщавших о случаях заболевания и смертей вследствие пандемии COVID-19, предупреждали о том, что они могут быть «привлечены к ответственности» за свою деятельность.

Ограничительное законодательство, вступившее в силу в июле 2020 года, предусматривает суровые штрафы и административный арест до 15 суток за распространение «неточной» и «недостоверной» информации о пандемии COVID-19 через СМИ, социальные сети «или другие электронные средства».

С момента вступления закона в силу местные средства массовой информации, в том числе немногие оставшиеся независимые СМИ, в основном ссылаются на официальные статистические данные о COVID-19. По словам журналистов, стало очень сложно перепроверять официальные заявления, в то время как широкая общественность стала с опаской делиться информацией о COVID-19 в социальных сетях. В некоторых случаях пользователи Facebook, которые размещали неофициальную информацию о COVID-19, впоследствии вызывались в прокуратуру и получали официальные предупреждения. В январе 2021 года президент Рахмон публично заявил о победе над коронавирусом, что, по мнению некоторых может усугубить проблемы с получением открытой информации о вирусе.

«Вместо того, чтобы содействовать прозрачному процессу освещения событий, власти расширяют возможности Государственного комитета национальной безопасности по отслеживанию за действиями граждан, с тем чтобы понять, что происходит в обществе», – сказал один из журналистов, который пожелал остаться анонимным.

Независимые журналисты, которые стремятся предоставить сбалансированные данные общественности для информированного обсуждения вопросов, включая политику и права человека, вынуждены покидать страну, менять профессию или прибегать к самоцензуре. За последние годы десяткам журналистов уже пришлось покинуть страну.

Правительственные учреждения регулярно оказывают давление на оставшихся в стране независимых журналистов и представителей средств массовой информации, сеют недоверие и вносят раскол в журналистское сообщество. «Раньше мы обсуждали все проблемы на кухне, но теперь никому не доверяем». Если что-то случится с журналистом, остальные не проявят солидарность, ему придется рассчитывать только на своих ближайших друзей» – сообщил МППЧ один из журналистов на условиях анонимности.


[1] Для более подробной информации, смотрите  https://www.iphronline.org/tajikistan-limitations-on-media-freedom-keenly-felt-during-covid-19-pandemic.html