Центральная Азия: Новый отчет о тревожных тенденциях подавления инакомыслия

Photo: Tobi Firestone / CC BY
Photo: Tobi Firestone / CC BY

В новом отчете отражаются продолжающиеся и возрастающие усилия правительств Казахстана, Таджикистана и Туркменистана, направленные на подавление инакомыслия и плюрализма, предпринимающиеся в контексте сокращения пространства для независимых голосов во всем регионе. Независимых журналистов и СМИ, открыто выражающих свое мнение, заставляют замолчать; вебсайты, публикующие критические материалы, блокируются; оппозиционные политические партии, НПО, религиозные общины и независимые профсоюзы подвергаются репрессиям; активистов гражданского общества, адвокатов, а также других граждан, выступающих за справедливость, верховенство закона и подотчетность власти преследуют (подробнее см. внизу в резюме событий каждой из трех стран).

Данный отчет составлен по материалам мониторинга, проведенного в период с август по ноябрь 2015 года Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности, общественным фондом «Нота Бене» (Таджикистан) и Туркменской инициативой по правам человека в трех странах соответственно. Он подготовлен в сотрудничестве с организацией «Международное партнерство по правам человека» (Бельгия) в рамках совместного проекта, который направлен на документирование и повышение осведомленности по вопросам свободы слова и СМИ; свободы объединений и собраний; а также доступа к правосудию и недопущения дискриминации.

КАЗАХСТАН

В последнее время в Казахстане усилились гонения на свободу слова и инакомыслие. Это происходит на фоне ухудшающейся экономической ситуации в стране, в результате чего власти видимо опасаются растущих протестных настроений в обществе.

Продолжая череду случаев принудительного закрытия СМИ, еще один журнал, критикующий власти – «АDAM» – был закрыт решением суда в октябре 2015 года после того, как его деятельность была приостановлена якобы за допущенные нарушения технических требований. Судебные решения, присуждающие завышенные суммы компенсаций в делах по клевете со стороны СМИ также вызывают озабоченность.

На пишущую на темы коррупции журналиста и блогера Ботагоз Жуманову в октябре 2015 г. было совершено нападение, что еще раз подчеркнуло остро стоящий вопрос уязвимости журналистов. Подозреваемый был задержан, следствие ведется.

В последние месяцы появились новые случаи блокировки новостных сайтов и социальных сетей. В некоторых случаях сетевые ресурсы внезапно становились недоступными без каких-либо официальных объяснений со стороны властей, в то время как некоторые сайты блокировались судебными решениями по обвинениям в размещении материалов «экстремистского» содержания. В ноябре 2015 года, после четырех лет блокировки, наконец, был восстановлен доступ к популярной блог-платформе LiveJournal.

Вызывает озабоченность наметившаяся в последнее время тенденция увеличения количества дел, когда журналистов, гражданских активистов и других граждан обвиняют по статьям Уголовного кодекса, применение которых может привести к ограничению права граждан на свободу выражения и других фундаментальных прав. Среди них – широко и нечетко сформулированные статьи по «разжиганию розни», «распространению заведомо ложной информации», и «пропаганде сепаратизма», и также положения о клевете.

Известные общественные деятели Ермек Нарымбаев, Серикжан Мамбеталин и Болатбек Блялов были арестованы в октябре-ноябре 2015 года по обвинениям в «разжигании розни» в связи с их публикациями в социальных сетях, а в начале ноября 2015 года начались слушания по делу против блогера Ермека Тайчибекова, обвинения которому предъявлены в связи с его публикациями в сети. Дело против главы Союза мусульман Казахстана Мурата Телибекова, который был обвинен в «разжигании розни» за книгу, которую он пытался опубликовать двадцать лет назад, было приостановлено в середине октября 2015 года, но так и не было закрыто. В ноябре 2015 года верующий-протестант Ыхлас Кабдуакасов был осужден за «разжигание розни» и приговорен к 7 года ограничения свободы за обсуждение вопросов веры с другими.

Дело по обвинению в «распространении заведомо ложной информации» было инициировано в отношении правозащитника Елены Семеновой из-за ее публикаций в социальной сети Facebook о заявляемых случаях применения пыток к заключенным, а администратор страницы в социальной сети Игорь Сычев был приговорен к пяти годам тюрьмы за пропаганду «сепаратизма» в ноябре 2015 года из-за публикации опроса в интернете. В вызывающем обеспокоенность примере применения положений о клевете, в октябре 2015 года гражданский активист Амангельды Батырбеков был приговорен к полутора года тюремного заключения за публикацию статьи с обсуждением действий прокурора.

Подвергаемый критике законопроект о НПО был подписан президентом РК в начале декабря 2015 года. В новом законе содержится ряд проблемных положений, которые могут быть использованы для неправомерного ограничения прав НПО на свободу объединения. В совместном заявлении несколько десятков казахстанских НПО, работающих в области прав человека, призвали президента страны наложить вето на новый законопроект. Представители органов ООН по правам человека также объявили о том, что законопроект противоречит международным стандартам в области прав человека.

Профсоюзы, не сумевшие пройти перерегистрацию в соответствии с новым законом о профсоюзах, принятым в прошлом году, находятся под угрозой закрытия. Решение суда о закрытии Коммунистической партии Казахстана якобы по причине недостаточного количества ее членов было оставлено в силе апелляционным судом в сентябре 2015 года.

В своем ежегодном отчете, представленном в октябре 2015 года, Комиссия по правам человека при президенте РК рекомендовала принять новый закон о мирных собраниях, который бы соответствовал международным стандартам. За принятие такого закона долгое время ратовали как гражданское общество страны, так и международные органы по правам человека. Тем временем власти под различными предлогами продолжают отказывать в проведении мирных протестов, а также задерживать и наказывать участников несанкционированных протестных акций.

КМБП продолжает работу по оказанию содействия жертвам судебных процессов, проводимых в нарушение международных стандартов, и подаче от их имени жалоб в органы ООН по правам человека. В октябре 2015 года Бюро стало известно о принятии Комитетом ООН по правам человека к рассмотрению жалобы, поданной от имени Владислава Челаха, солдата срочной службы, приговоренного к пожизненному заключению по обвинению в убийстве коллег в 2012 году. Это дело вызвало широкий общественный резонанс.

По-прежнему сохраняется озабоченность по поводу обращения, которому подвергаются в заключении лидер оппозиционной партии Владимир Козлов, правозащитник Вадим Курамшин и поэт и диссидент Арон Атабек. Все вышеупомянутые активисты неоднократно подвергались наказанию якобы за нарушение правил тюремного распорядка. Одобрение французским правительством решения об экстрадиции в Россию известного оппонента казахстанских властей Мухтара Аблязова было подвергнуто критике правозащитными группами в связи с риском того, что он может быть передан из России в Казахстан, где он может быть подвергнут несправедливому судебному разбирательству и жестокому обращению.

ТАДЖИКИСТАН

В начале сентября 2015 года имели место два вооруженных нападения в Душанбе и в близлежащем городе. Таджикские власти связывают нападения с оппозиционной Партией исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), несмотря на то, что руководство партии категорически отрицает ее причастность к этим событиям. В последующие после нападений недели, находящийся за рубежом лидер ПИВТ был обвинен в организации нападений, более 20 ее членов задержали по обвинению в причастности к насилию, а сама партия была запрещена как «экстремистско-террористическая» организация. Это решение по сути знаменует собой конец эпохи политического плюрализма, начавшейся после положивших конец гражданской войне и установивших разделение власти между представителями власти и оппозицией мирных соглашений 1997 года.

Международные партнеры Таджикистана с беспокойством отреагировали на меры, принятые в отношении ПИВТ и ее представителей, и отметили, что таджикские власти, стремясь к обеспечению безопасности, должны соблюдать свои международные обязательства в области прав человека.

Факты задержания двух адвокатов, защищающих права арестованных членов ПИВТ, вызывают тревогу. Адвокаты задержаны по обвинению в мошенничестве – обвинения, использовавшиеся и ранее против адвокатов, работающих по чувствительным делам. Бузургмехр Еров и Нуриддин Махкамов были задержаны, соответственно, в сентябре и октябре 2015 года и в настоящее время находятся под стражей. Кроме этого, в конце октября месяца все по тому же обвинению в мошенничестве задержан еще один представитель коллегии адвокатов «Сипар» – Дилбар Додаджонова. Международные неправительственные организации, а также другие представители международного сообщества призвали прекратить проводимые по единому сценарию задержания адвокатов по обвинениям, которые, как представляется, мотивированы их профессиональной деятельностью.

Поправки к новому Закону «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», принятые в ноябре 2015 года, усилили опасения по поводу того, что независимость адвокатуры находится под угрозой в стране. Для того, чтобы заниматься адвокатской практикой, юристам теперь необходимо сдавать квалификационный экзамен и регулярно проходить переаттестацию в комиссии, которая находится в ведении Министерства юстиции. Лица, имевшие судимость, лишаются права работать в качестве адвокатов. В то время как от всех адвокатов требуется вступить во вновь созданный Союз адвокатов Таджикистана, данный союз еще не зарегистрирован Министерством юстиции. Это вызывает опасения, что у действующих адвокатов будет совсем мало времени для выполнения требования нового закона в установленный срок до конца марта 2016 года.

В рамках тенденции произвольных ограничений доступа в Интернет и к мобильной телефонной связи, в последние месяцы сообщается о новых случаях блокирования новостных сайтов и социальный сетей, и также ограничения доступа к услугам смс-сообщений. Как и в предыдущих случаях, провайдеры заявили, что данные меры были приняты после получения неофициальных распоряжений от Службы связи при правительстве Таджикистана. Поправки к законодательству о противодействии терроризму, принятые нижней палатой парламента в конце ноября 2015 года, предоставляют спецслужбам новые широкие полномочия ограничивать доступ в Интернет и к мобильным услугам в период проведения контртерротистических операций, создавая тем самым правовую базу для проблемной практики, которая уже неоднократно применялась.

В августе 2015 года вступили в силу раскритикованные поправки к Закону «Об общественных объединениях», требующие от НПО уведомлять Министерство юстиции о полученных зарубежных и международных грантах до начала их использования. Тем не менее до сих пор не приняты инструкции, детализирующие порядок такого уведомления. В результате НПО вынуждены продолжать работать в условиях неопределенности, не имея понятия о том, как именно новые положения будут реализовываться. По-прежнему вызывают озабоченность нерегламентированные проверки НПО, проводимые Налоговым комитетом и другими государственными ведомствами.

До сих пор находится на рассмотрении в суде иск на ликвидацию «Нота Бене», поданный Налоговым Комитетом на основании того, что данное НПО якобы использовали пробелы в законодательстве когда зарегистрировалась в качестве «общественного фонда», а не «общественного объединения».

ТУРКМЕНИСТАН

Расцветшая за годы тоталитаризма жесткая цензура внутри Туркменистана способствовала развитию климата неприятия любой критики государственной политики. Несмотря на то, что официальная делегация Туркменистана впервые за последние годы приняла участие в ежегодном Совещании ОБСЕ по обзору выполнения обязательств в области человеческого измерения (HDMI), она покинула Совещание уже через два дня, что, по-видимому, было вызвано критическими заявлениями, высказанными другими участниками форума в адрес политики Туркменистана в области прав человека. Правительство осудило эти заявления как «провокационные», «неэтичные» и направленные на «дискредитацию» имиджа страны.

Опасения по поводу плачевной ситуации со свободой слова в стране усугубляются фактом преследования корреспондента Радио Свободная Европа/Радио Свобода Сапармамеда Непескулиева, который содержался в заключении инкоммуникадо с лета и, как полагают, был приговорен к трем годам лишения свободы по сомнительному обвинению в хранении наркотиков.

Дело всемирно известного коневода Гельды Кяризова, впавшего в немилость у правительства около десяти лет назад, также иллюстрирует нетерпимость властей к свободе слова. Кяризову наконец-то позволили выехать из Туркменистана в сентябре месяце. Тем не менее, в отместку за то, что он и его семья отказываются молчать, и открыто рассказывают о преследованиях со стороны туркменских властей, Кяризов продолжает сталкиваться с фактами запугивания и в России, где он проживает в настоящее время.

Представители официальной туркменской делегации заявили на Совещании ОБСЕ в Варшаве о том, что информация о насильственном удалении спутниковых антенн с жилых зданий не соответствуют действительности. Тем не менее, официальные документы, предоставленные ТИПЧ, подтверждают, что в реальности данная практика осуществляется в контексте подготовки к азиатским играм в закрытых помещениях, которые пройдут в Туркменистане в 2017 году. Подготовка к Азиаде спровоцировала еще одну волну незаконных сносов домов, в результате которой людей лишают не только жилья, но и имущества, так как часто граждан вынуждают покидать жилье в считанные дни без предоставления им времени для перевозки имущества.

Празднование Дня независимости 27 октября 2015 года вновь сопровождалось массовой мобилизацией граждан для участия в восхваляющих режим торжествах, которые в этот раз включали исполнение патриотической песни, написанной президентом. В результате длительных репетиций, участники мероприятия были оторваны от работы и учебных занятий. Необходимо отметить, что учащиеся школ в этот раз были освобождены от необходимости участвовать в репетициях. В ответ на призыв президента увеличить усилия по сбору урожая хлопка, власти снова мобилизовали граждан для работы на хлопковых полях.

В то время как ранее для молодых людей призывного возраста уже был введен запрет на выезд за пределы страны, ТИПЧ стало известно о том, что данный запрет недавно стал распространяться и на тех молодых людей, которые уже отслужили в армии. Этим мужчинам не позволяют выезжать из страны под предлогом того, что они могут быть завербованы военными группировками.

Во время своего визита в Туркменистан в начале ноября 2015 г. государственный секретарь США Джон Керри в ходе переговоров с президентом Бердымухамедовым выразил обеспокоенность ситуацией с правами человека, в том числе с положением политических заключенных. Тем не менее, неизвестно, приняли ли туркменские власти какие-либо конкретные меры по итогам визита. Судьба десятков людей, заключенных в тюрьму по политически мотивированным обвинениям в Туркменистане по-прежнему остается неизвестной, и последнее президентское помилование, как представляется, не коснулось ни одного узника данной категории.

Ознакомиться с отчетом – В центре внимания: фундаментальные права человека в Центральной Азии, декабрь 2015 г. – можно здесь:

Загрузить полный отчет
Загрузить раздел по Казахстану
Загрузить раздел по Таджикистану
Загрузить раздел по Туркменистану

***

См. также: В центре внимания: Фундаментальные права человека в Центральной Азии, сентябрь 2015 г.