
Пространство для гражданского общества в Центральной Азии остается ограниченным, так как власти региона ограничивают свободу ассоциации, мирных собраний и выражения мнений способами, которые противоречат их международным обязательствам в области прав человека.
Начало действия срока полномочий нового президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева омрачено жесткой реакцией казахстанских властей на массовые протесты, связанные с президентскими выборами, состоявшимися в июне 2019 года. Власти до сих пор не провели надлежащего расследования документально зафиксированных нарушений прав мирных демонстрантов во время этих и других акций протеста, имевших место в этом году.
С момента вступления в должность осенью 2017 года Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков придерживается более конструктивной позиции по отношению к гражданскому обществу по сравнению со своим предшественником. Тем не менее, так же, как и в других странах региона, НПО по-прежнему сталкиваются с повсеместным недоверием и подозрительностью, особенно в случаях, когда они занимаются правами меньшинств или другими чувствительными с точки зрения властей вопросами.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев выразил намерение повысить роль гражданского общества, но властями не были приняты системные меры для прекращения многолетних репрессий и начала открытого диалога с представителями гражданского общества.
Как было отмечено недавно несколькими органами ООН по правам человека, гражданское общество в Таджикистане также подвергается давлению. Власти Туркменистана жестко контролируют пространство деятельности гражданского общества, а также запугивают, преследуют и заставляют молчать активистов, открыто критикующих режим.
Эти и другие вопросы описаны более подробно в заявлении Международного партнерства по правам человека (МППЧ, Бельгия), Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ, Казахстан), Общественного фонда «Legal Prosperity» (Кыргызстан), Общественного фонда «Нота Бене» (Таджикистан), Туркменской инициативы по правам человека (ТИПЧ, в изгнании, базируется в Австрии) и Ассоциации «Права человека в Центральной Азии» (AHRCA, в изгнании, базируется во Франции) к Совещанию ОБСЕ по вопросам человеческого измерения в 2019 году.