(Нью-Йорк, 30 марта 2012 г.) – Правительство Туркменистана должно безотлагательно отреагировать на рекомендации Комитета ООН по правам человека и принять меры по улучшению ситуации в этой области, заявили Хьюман Райтс Вотч, Международное партнерство по правам человека и Туркменская инициатива по правам человека.
Международные партнеры Туркменистана, в том числе Евросоюз и США, должны использовать заключение Комитета как повод, чтобы вернуться к активному правозащитному диалогу с Ашхабадом, и сделать выполнение туркменской стороной рекомендаций ООН ключевым пунктом двусторонней повестки, считают правозащитные группы.
«Заключение Комитета по правам человека не оставляет сомнений в необходимости срочных реформ в этой области в Туркменистане, – говорит Вероника Сзенте Голдстон, директор Хьюман Райтс Вотч по правозащитному лоббированию в Европе и Центральной Азии. – Главное теперь – добиться принятия правительством Туркменистана необходимых мер».
Учитывая исключительно негативный опыт сотрудничества Туркменистана с правозащитными органами системы ООН, для обеспечения выполнения последних рекомендаций требуется последовательное внешнее давление, указывают правозащитные группы.
В марте Комитет ООН по правам человека в составе 18 независимых экспертов рассматривал доклад Туркменистана о выполнении этой страной Международного пакта о гражданских и политических правах. Туркменистан является участником этого пакта с 1997 г., однако первоначальный доклад был представлен в Комитет только в 2010 г. Его рассмотрение позволило Комитету впервые высказаться по общей ситуации с правами и свободами в этой стране.
Рассмотрение проходило в Нью-Йорке в формате двухдневной очной дискуссии между экспертами Комитета и членами официальной делегации Туркменистана. Заключительные замечания были обнародованы Комитетом 30 марта – по завершении очередной трехнедельной сессии.
В числе главных проблем, вызывающих обеспокоенность, Комитет назвал ущемление свободы выражения мнений, подавление гражданской активности, пытки и недозволенное обращение в местах содержания под стражей и отсутствие независимости судебной системы. Правительству Туркменистана предложено в течение года отчитаться о принятых мерах по этим направлениям.
В части ущемления свободы слова и подавления гражданской активности Комитет выразил обеспокоенность тем обстоятельством, что правительство «систематически не соблюдает свободу выражения мнений», «притесняет и запугивает журналистов и правозащитников», в также «отслеживает использование интернета и блокирует доступ к некоторым сайтам».
Комитет высказал критику в адрес правительства Туркменистана в связи с «отказом выдавать визы международным правозащитным организациям», имея в виду многолетнее недопущение в страну независимых правозащитных наблюдателей, включая по меньшей мере 10 спецдокладчиков ООН, Международный комитет Красного Креста и неправительственные организации.
Комитет призвал правительство «обеспечить журналистам, правозащитникам и отдельным лицам возможность свободной реализации права на свободное выражение мнений в соответствии с Пактом», «допустить в страну международные правозащитные организации», а также «обеспечить всем лицам доступ к интернет-сайтам и возможность пользоваться интернетом без неоправданных ограничений».
В отношении пыток и недозволенного обращения Комитет высказал обеспокоенность в связи с «увеличивающимся числом сообщений о пытках и недозволенном обращении в местах содержания под стражей, где они нередко применяются с целью принуждения обвиняемых к признанию, а также в связи с отсутствием независимого органа, который бы расследовал нарушения со стороны сотрудников правоохранительных органов и осуществлял регулярные посещения тюрем и других мест содержания под стражей». Еще одним проблемным вопросом Комитет назвал отказ правительства допускать международных правозащитных наблюдателей в места содержания под стражей.
Комитет настоятельно рекомендовал правительству Туркменистана «обеспечить эффективное расследование заявлений о пытках и недозволенном обращении, уголовное преследование и надлежащее наказание виновных и адекватное возмещение ущерба пострадавшим». Правительству также предложено «ввести меры, которые гарантировали бы на практике исключение судами любых доказательств, полученных с помощью любого принуждения и пыток».
Относительно отсутствия независимости судебной системы Комитет указал в первую очередь на то обстоятельство, что судьи в Туркменистане назначаются президентом на пятилетний срок с возможностью дальнейшего продления, что приводит к «неуверенности перспектив сохранения поста» и «неоправданному влиянию» исполнительной власти на отправление правосудия. Комитет настоятельно призвал правительство «обеспечить независимость судебной системы, гарантировав стабильность пребывания судей в должности и исключив их административную и иную связь с исполнительной властью».
Комитет отметил и ряд других проблемных аспектов, в частности:
· Изолированное содержание в местах досудебного задержания и отбывания наказания, особенно лиц, осужденных в связи с делом о покушении на тогдашнего президента Сапармурата Ниязова в ноябре 2002 г. Комитет настоятельно призвал власти «немедленно обнародовать местонахождение осужденных» и «разрешить им свидания с семьей и контакты с адвокатом».
· Ограничения на «выезд и въезд для определенных лиц, которые значатся в списке находящихся под наблюдением Государства». Имеются в виду пресловутые запреты на выезд из страны и въезд в нее для гражданских активистов и родственников политэмигрантов. Комитет также выразил обеспокоенность в отношении «системы обязательной регистрации по месту жительства, которая является обязательным условием для проживания, работы, приобретения недвижимости и доступа к услугам здравоохранения». Комитет счел это ущемлением предусмотренного Пактом права на свободное передвижение.
К числу других затронутых Комитетом проблем относятся:
- Отсутствие законодательного закрепления «права каждого человека на отказ военной службы по убеждениям» и отсутствие каких-либо возможностей альтернативной службы. Этот вопрос особенно остро стоит для иеговистов, которые «регулярно подвергаются уголовному преследованию и тюремному заключению за отказ от прохождения обязательной военной службы».
- Избыточно ограничительный закон о религиозных организациях, предусматривающий «обязательную регистрацию религиозных объединений и аналогичных организаций».
- Закон об общественных объединениях, который «жестко ограничивает свободу ассоциации», вынуждая неправительственные организации «проходить обременительную процедуру регистрации» и налагая «на объединения обременительные обязательства отчитываться перед властями».
- Сообщения об использовании детского труда на сборе хлопка.
- Криминализация гомосексуализма.
- «Заявления о проведении политики принудительной ассимиляции – ‘туркменизации’, которая серьезно ограничивает для представителей этнических меньшинств возможности в области занятости, образования и политической жизни» и приводит к «ограничению доступа представителей этнических меньшинств к работе в госсекторе и в руководящих органах».
«Заключение Комитета служит громким напоминанием о многих недостатках, которые по-прежнему омрачают ситуацию с правами человека в Туркменистане, – говорит Брижитт Дюфор, директор Международного партнерства по правам человека. – Но оно же содержит четкий план реформ, и международным партнерам Туркменистана принадлежит ключевая роль в том, чтобы содействовать их осуществлению».
В последние годы Туркменистан активно стремится к расширению связей с Европой и США, где его рассматривают в качестве стратегически важного партнера в силу значительных запасов природного газа. Однако этот процесс до сих пор не оказал сколько-нибудь реального влияния на ситуацию с правами человека внутри страны.
В своих материалах, представленных в Комитет к рассмотрению доклада Туркменистана, Хьюман Райтс Вотч, Международное партнерство по правам человека и Туркменская инициатива по правам человека указывали на исключительно репрессивный характер туркменского режима и на сохраняющуюся полную закрытость страны для какого-либо независимого правозащитного мониторинга.
«Рассмотрение Комитетом туркменского доклада было редкой возможностью устроить углубленный и публичный экзамен правительству, которое прилагает столько усилий, чтобы не допустить огласки творимого им произвола, – отмечает Фарид Тухбатуллин, руководитель Туркменской инициативы по правам человека. – Но для того, чтобы это привело к реальному улучшению положения жертв нарушений прав человека, нужны решительные действия со стороны тех, кто способен повлиять на правительство Туркменистана».
Материал Хьюман Райтс Вотч, представленный в Комитет по правам человека к рассмотрению доклада Туркменистана:
http://www.hrw.org/news/2012/03/14/hrw-submission-turkmenistan-un-human-rights-committee
Материал Международного партнерства по правам человека и Туркменской инициативы по правам человека, представленный в Комитет по правам человека к рассмотрению доклада Туркменистана:
https://iphronline.org/turkmenistan_un_20120130_e.html
За дополнительной информацией обращаться:
Хьюман Райтс Вотч Вероника Сзенте Голдстон +1-917-582-1271; szentev@hrw.org
Международное партнерство по праваь человека Бриджит Дюфор +32- 473-363891; IPHR@IPHRonline.org
Туркменская инициатива по правам человека Фарид Тухбатуллин +43-1-3191822, turkmen.initiative@gmail.com (русск.)