В центре внимания: Фундаментальные права человека в Туркменистане

Photo: TIHR
Photo: TIHR

Новый отчет представляет обзор последних событий в области фундаментальных прав человека в Туркменистане. Он основан на результатах мониторинга, проведенного Туркменской инициативой по правам человека (ТИПЧ) с ноября 2015 года по февраль 2016 года. Международное партнерство по правам человека (МППЧ) подготовило документ вместе с ТИПЧ.

Резюме

В начале 2016 года в Туркменистане был впервые утвержден Национальный план действий по правам человека; кроме этого, для всеобщего обсуждения был опубликован новый проект Конституции страны, переработанный с целью приведения его в соответствие с международными стандартами в области прав человека. Президент также объявил о необходимости принятия до конца 2016 года Закона об Омбудсмене.

Несмотря на недавние законодательные реформы и другие инициативы, направленные якобы на усиление системы защиты прав человека, де-факто ситуация в стране остается крайне репрессивный. Это нашло свое отражение в рейтинге «О состоянии свободы в мире 2016», опубликованном Freedom House, где Туркменистан вновь оказался среди «худших из худших» стран мира. Кроме этого, Туркменистан получил одно из самых последних мест в рейтинге Индекса восприятия коррупции; это говорит о том, что коррупция в стране широко распространена, а случающиеся время от времени увольнения высокопоставленных чиновников по обвинениям в коррупции и других проступках являются лишь ширмой.

В стране продолжает процветать культ личности президента. Граждан обязывают принимать участие в массовых мероприятиях, проводимых во славу режима и президента – как например, массовое празднование нового года, организованное для телевизионной съемки новогоднего эфира. СМИ продолжают находиться под жестким контролем государства и сосредоточены только на публикации «позитивных» новостей, избегая критики реального положения дел в стране.

ТИПЧ сообщала о новых фактах насильственного демонтажа спутниковых антенн в Ашхабаде и фактах прерывания доступа к кабельному ТВ якобы на основании заботы о внешнем виде жилых домов. Это привело к ограничению доступа к альтернативной информации, получаемой через зарубежные каналы. Затраты на беспроводной доступ в Интернет остаются непомерно высокими.

В декабре 2015 года Рабочая группа ООН по произвольным задержаниям в своем заключении признала задержание независимого журналиста Сапармамеда Непескулиева незаконным и призвала к его освобождению. В августе 2015 года журналист был приговорен к трем годам тюрьмы по ложному обвинению в хранении наркотиков после пребывания инкоммуникадо с лета 2015 года. Известный коневод Гельды Кяризов смог наконец выехать из страны сентябре 2015 года; оказавшись за пределами Туркменистана Кяризов рассказал о жестоком обращении, которому он подвергался в колонии Овадан Депе, где он отбывал тюремное заключение по политически мотивированному обвинению. Таким образом, Кяризов помог пролить свет на условия содержания в этой печально известной тюрьме строгого режима, закрытой от внешнего мира.

Туркменское власти продолжают произвольно ограничивать выезд граждан за границу; сообщается о многотысячных «черных списках» невыездных граждан; молодых людей останавливают на границе якобы из опасений за их безопасность. В то же время, страна придерживается крайне ограничительной политики выдачи въездных виз, и отказывает во въезде международным наблюдателям по правам человека. Остается неурегулированной ситуация с носителями двойного туркмено-российского гражданства, которых вынуждают отказаться от российского паспорта, чтобы получить туркменский паспорт нового образца.

Скачать полный отчет

Данный отчет был подготовлен в рамках проекта «Транснациональная коалиция гражданского общества в поддержку фундаментальных прав в Центральной Азии», который осуществляется Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности, общественным фондом «Нота Бене», ТИПЧ и МППЧ.

***

См. также: Центральная Азия: Новый отчет о тревожных тенденциях подавления инакомыслия, декабрь 2015 г.