На протяжении всего апреля 2020 года, уровень смертности среди пациентов с симптомами, которые, по утверждениям врачей, соответствуют COVID-19, увеличивался с тревожной скоростью, хотя до сегодняшнего дня, данные факты всячески отрицались со стороны Правительства Таджикистана. Те, кто пытались донести до населения подобную информацию, включая врачей и независимых журналистов, подвергались риску преследований и запугивания, поскольку должностные лица настоятельно призывали врачей не направлять пациентов на тестирование. Существует информация о десятках погибших врачей, в то время как многие больницы уже не в состоянии принять большее число пациентов, поскольку они переполнены медицинским персоналом и пациентами, находящимися в карантине. Среди заключенных также отмечаются случаи лихорадки и респираторных заболеваний. До сегодняшнего дня государственные телеканалы неоднократно информировали общественность о том, что Таджикистан является страной, свободной от COVID-19, таким образом, граждане оказались в тупике между доверием к властям и страхом быть обманутыми.
До сегодняшнего дня в Таджикистане не было официально зарегистрировано ни одного случая заражения коронавирусом, однако, 30 апреля – накануне визита делегации Всемирной организации здравоохранения – власти подтвердили, что в стране было выявлено 15 положительных тестов на коронавирус, 10 – в Согдийской области и 5 – в городе Душанбе. В то же время СМИ и другие источники свидетельствуют о том, что ситуация является гораздо более серьезной.
До закрытия Таджикистаном своих границ (или, по крайней мере, официальных контрольно-пропускных пунктов) и прекращения большинства авиаперелетов (с 23 января на рейсы из Китая и с 20 марта на все другие международные рейсы), трудящиеся-мигранты регулярно совершали поездки в Россию и другие государства Центральной Азии и обратно. Китай, где зародился вирус, является важным торговым партнером, а также Таджикистан активно взаимодействовал с европейскими и другими странами, которые в настоящее время серьезно пострадали от пандемии.
С 1 февраля 2020 года в государственные медицинские учреждения на 14-дневный «карантин» стали помещаться лица, прибывающие в Таджикистан международными рейсами. В период с 1 февраля по 20 апреля через эти учреждения прошли более 8200 человек. Ни один из них не был протестирован на наличие коронавируса, в то время как многие жаловались на отсутствие каких-либо превентивных мер, включая соблюдение социальной дистанции или обязательное ношение масок. Медицинский и обслуживающий персонал, контактировавший с ними, также в большинстве случаев не принимал защитных мер. Кроме того, сообщалось о случаях, когда пассажиры, возвращавшиеся с некоторых рейсов, использовали свои контакты или платили взятки, чтобы избежать карантина.
Первые случаи с симптомами, аналогичными COVID-19
По информации из надежных источников, первые известные случаи с симптомами, соответствующими COVID-19, были обнаружены на севере страны в г. Худжанде во второй половине марта, перед празднованием Навруз (весны). Из достоверных источников известно о случае с семьей, которая была помещена в карантин в своем доме и получала медицинскую помощь до тех пор, пока не выздоровела; один из членов семьи до сих пор не восстановил чувство вкуса и запаха, симптомы, которые часто ассоциируются с коронавирусом.
В то время, когда вирус быстро распространялся по всему миру, в Таджикистане отмечали Навруз, а 22 марта в г. Худжанд, Согдийской области состоялось торжество с участием примерно 12000 человек, на котором присутствовал Президент Рахмон. По существующей информации, первые сообщения о заболеваниях с тревожными симптомами, поступили из Согдийской области.
Первый случай, о котором сообщалось в СМИ, произошел с Хабибулло Шодиевым, скончавшегося 1 апреля в центральной больнице Джаббор Расуловского района Согдийской области. По официальной версии, Шодиев умер от двусторонней пневмонии. Примерно две недели спустя, один из родственников Шодиева, Абдухалил Юрабоев, который участвовал в церемонии обмывания тела покойного, был госпитализирован в Согдийскую областную больницу в Худжанде и скончался 21 апреля с таким же диагнозом.
Больницы: очаги вспышек и распространения
По всей вероятности, больницы превратились в очаги вспышек и распространения заболеваний с симптомами, аналогичными COVID-19. Поликлиники и медицинский персонал скорой помощи не диагностируют у пациентов респираторные симптомы, а направляют их в больницы на 14-дневный карантин, где они не изолированы и остаются в контакте с другими пациентами.
В последние недели появились сообщения о смерти нескольких врачей, контактировавших с пациентами в больницах в Душанбе, Согдийской и Хатлонской областей, а также о смерти многих других врачей, у которых развивались респираторные болезни.
Врачи жалуются на отсутствие надлежащих медицинских процедур для защиты от вируса и на отсутствие достаточного количества защитных средств и одежды. Многие сообщают о том, что им приходилось покупать защитное снаряжение за свой счет. Врачи, лечащие карантинных пациентов в больницах, как сообщается, получают один комплект защитной одежды, которую им приходится дезинфицировать на ночь, в то время как медицинскому персоналу, работающему в других учреждениях, запрещается носить защитное снаряжение, чтобы не испугать своих пациентов.
Ежедневно, из различных областей страны продолжает поступать информация об увеличении числа пациентов с пневмонией. По оценкам надежных источников в Таджикистане, во второй половине апреля в больницы с респираторными заболеваниями было принято более тысячи пациентов. Согласно официальным данным, 300 человек были недавно госпитализированы с симптомами пневмонии в Медицинский центр Nº1 г. Душанбе, 136 из них являются медицинскими работниками.
В настоящее время больницы по всей стране заполнены пациентами, страдающими респираторными заболеваниями, и лицами, с которыми они контактировали. Медицинский центр Nº 1 в Душанбе в настоящее время закрыт для любых новых пациентов, и, согласно сообщениям, пациенты переводятся в больницы г. Гиссара.
Распространение респираторных заболеваний в пенитенциарной системе
В последние дни растет число сообщений о заключенных, страдающих респираторными заболеваниями. Среди них журналист Далер Шарипов, который был недавно осужден на один год лишения свободы по сфабрикованным обвинениям, и адвокат Бузургмехр Ёров, который отбывает длительный срок тюремного заключения после того, как был осужден по политически мотивированным обвинениям. 31 марта 2020 года власти приостановили свидания с заключенными, за исключением свиданий с адвокатами, однако адвокаты часто колеблются, опасаясь заражения от заключенных, находящихся в предварительном заключении. По сообщениям, в Согдийской области от пневмонии недавно скончался один адвокат.
Официальная информация подвергается сомнению со стороны населения
До настоящего времени Министерство здравоохранения и социальной защиты населения (далее Министерство здравоохранения) неоднократно настаивало на том, что все проведенные до сегодняшнего дня тесты на коронавирус оказались отрицательными. По словам главы представительства Всемирной организации здравоохранения в Таджикистане Галины Перфильевой, по состоянию на 16 апреля в стране было проведено 2317 тестов, 440 из которых были повторными. По всей видимости, это очень небольшая цифра для населения численностью более 8 миллионов человек.
18 апреля заместитель министра здравоохранения Джамшед Шохидон объяснил резкое увеличение числа случаев пневмонии исключительно дождливыми погодными условиями.
По сообщениям врачей, должностные лица Министерства здравоохранения оказывают давление на медицинский персонал, с тем чтобы они не направляли больных на обследование в лабораторию, расположенную в г. Душанбе, – единственную в стране лабораторию, оборудованную для проведения анализа на коронавирус. По данным Министерства здравоохранения, результаты анализов ранее дважды перепроверялись лабораториями в Лондоне, Москве и Новосибирске, однако, после закрытия воздушных сообщений, они уже не смогли воспользоваться этой возможностью.
Врачи также утверждают, что симптомы, которые они сейчас наблюдают у пациентов, а также на рентгеновских снимках и компьютерной томографии легких отличаются от симптомов, связанных с обычной пневмонией. Состояние пациентов ухудшается очень быстро, и многие из них умирают от недостатка кислорода даже при подключении к аппарату искусственной вентиляции легких.
Врачи одной из больниц сообщили, что в общей сложности примерно из 100 пациентов с пневмонией, по меньшей мере, у 40 наблюдались симптомы, аналогичные COVID-19. В некоторых из этих случаев были проведены тесты на коронавирус, но из лаборатории в г. Душанбе были получены отрицательные результаты, что вызвало сомнения в их точности у медицинских специалистов.
Надежда на то, что вирус еще не достиг Таджикистана, на чем ранее настаивали власти, привела к тому, что многие граждане продолжают игнорировать меры предосторожности. До сегодняшнего дня продовольственные рынки были переполнены людьми, которые во многих случаях не носили масок. К числу превентивных мер, введенных властями в последние недели, относятся закрытие мечетей, приостановление 26 апреля деятельности национальной футбольной лиги и «вынужденные каникулы» в детских садах и школах начиная с 27 апреля. 29 апреля студенты были информированы о том, что университеты будут закрыты до сентября. 30 апреля, после официального подтверждения первых случаев коронавируса, власти ввели обязательное ношение масок.
Несмотря на то, что власти наконец признали факт проникновения в страну коронавируса, что является позитивным признаком, вызывает тревогу тот факт, что вирус уже распространился по всей стране, затронул большое число людей и создал значительную нагрузку на систему здравоохранения.
Загрузить обновление в формате пдф можно по ссылке.